|
||
Study-English.info
|
|
|
Н. Б. Кирьянова В настоящее время лингвистика текста достигла значительных успехов в познании законов построения текста. Однако развитие науки показывает, что их дальнейшее изучение предполагает поворот к рассмотрению процессов текстопостроения в аспекте частных лингвистик текста. Данный факт объясняется тем, что усиленное внимание к законам текстотворчества в рамках отдельного функционального стиля в состоянии высветить особые механизмы текстообразования, не выявляемые при обобщённом рассмотрении проблем построения текста. Изучение поэтического текста предоставляет исследователю в этом отношении наибольшие возможности, поскольку концентрирует в себе целый комплекс общефилологических и общелипгвистических вопросов, позволяющих вскрыть законы текстообразования с наибольшей полнотой и ясностью. Одним из главных вопросов в этом случае является факт обретения текстом письменной формы, которая для поэтического текста имеет исключительно большое значение. Достаточно отметить, что само графическое исполнение поэтического текста настраивает читателя на общение с особым видом текста. Однако, несмотря на то, что текстом в лингвистике текста принято считать в большинстве случаев лишь письменный текст, сам факт письменного (а, в особенности, графического) оформления текста (как поэтического текста, так и текста вообще) в лингвистике текста ещё не был рассмотрен. Не выявлены его содержательно-семантические ресурсы, не установлена роль поэтической графики в моделировании текстовой семантики и т. д. В поэтическом тексте его формальная сторона изучалась только той отраслью лингвистики, которую теперь обозначают как стиховедение. Вне поля зрения остаётся формальная сторона поэтического текста, которая самым непосредственным образом связана с изучением законов текстопо-рождения. Одним из важных вопросов лингвистики текста является также семантика текста, которая представляет собой исключительно сложное явление, где формальная сторона обладает собственной значимостью. Поскольку восприятие литературных произведений происходит преимущественно через чтение, их графическое оформление-,оказывается делом большой важности. Форма текста, его графическое изображение имеет множество различных функций, которые на базе письменного текста ещё только предстоит определить. Что касается поэтического текста, то здесь форма является особенно важным компонентом, поскольку именно стихотворный поэтический текст обладает самым характерным планом выражения по сравнению с текстами других функциональных стилей, которые создаются на базе прозы.Феномен поэтической стихотворной формы, несмотря на определенную изученность, ещё не рассматривался с семасиологической точки зрения, а многие факты внешнего оформления стихотворного текста совершенно не изучены в плане их взаимодействия с внеязыковым содержанием всего поэтического произведения. Под фактами внешнего оформления поэтического текста подразумеваются такие графические средства, как взаимоотношения шрифтов, использование заглавных букв, знаков препинания, слов с неопределённой семантикой, иноязычных вкраплений и т. д. Графическая форма стиха отражает его структуру и настраивает читателя на эмоциональность и экспрессивность сообщения. Средства графики в поэтическом тексте стилистически необходимы, чтобы сообщить читателю то, что в устной речи передаётся просодическими элементами, ударением, тоном голоса, паузами, удлинением некоторых звуков и т. д. Они помогают мысленному « исполнению ». Обычно графические средства направлены на передачу эмоциональной окраски, т. е. чувств, которые писатель сообщает читателю, или эмфазы как общего специального увеличения усилий говорящего, особо подчёркивающего часть высказывания или подсказывающего наличие подтекста. К явлениям поэтической графики относятся, в частности: 1) графика стихотворных строк, которая включает в себя их графический рисунок, наличие слов в строке, графические узоры и т. д. 2) иноязычные вкрапления, которые нередки в поэтическом тексте и, как правило, разноязычны. Но даже для незнающего человека они значимы, производя определённое впечатление, поскольку в состоянии порождать различные ассоциации, часто индивидуальные. 3) весьма характерные для поэтического текста образования, напоминающие междометия. Они также не имеют выраженного плана содержания, соответственно не включаются в словарь и не поддаются непосредстг венному истолкованию. Но они тоже производят какое-то впечатление на читателя, а, значит, участвуют в создании содержательных параметров текста. Таким образом, в исследовании данной проблемы предстоит ответить на многие вопросы, сосредотачивая внимание на рассмотрении взаимосвязи формы и содержания поэтического текста, а также делая акцент на функционировании данного явления в диахронии. Кирьянова Н. Б. Поэтический текст как явление письменного языка // Традиции и новаторство в гуманитарных исследованиях: Сб. науч. тр. посвящ. 50-летию ф-та иностр. яз. Мордов. гос. ун-та им. Н. П. Огарева / Редкол.: Ю. М. Трофимова (отв. ред.) и др. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2002. - С. 22-24. |
|