|
||
Study-English.info
|
|
|
Заключение
Таким образом, глобализацию следует рассматривать как социокультурный процесс, т. к. несомненно ее влияние на все сферы общества, в том числе и культуру. В тоже время, в силу многогранности процесса и отсутствия устоявшейся терминологической базы, не представляется возможным дать единственно верное и всеобъемлющее определение. Глобализацию можно рассматривать как комплекс процессов, происходящих в финансово-банковской сфере, на рынке ценных бумах, в промышленности, в сфере культуры, образования, науки, права, которые развиваются в последние десятилетия как следствие перехода абсолютного большинства стран на принципиально новую стадию их развития. Рассмотрев политические, экономические и социокультурные предпосылки возникновения глобализации, можно отметить, что этот феномен возникает на определенной ступени развития, когда кризис европейской культуры, выступающий в виде кризиса европейского рационализма, историзма и гуманизма приобретает глубину и масштаб, когда резко падает роль и значение национального государства и реальная власть переходит в руки ТНК, когда возникают структуры информационного общества и исчезают последние препятствия на пути перемещения капиталов, товаров, рабочей силы и потоков информации. Есть все основания утверждать, что глобализация – это следствие той победы, что в новых исторических условиях одержал транснациональный капитал над национальными интересами. Действительность процесса глобализации подтверждается множеством конкретных наблюдений и примеров из разных сфер жизни. Это, прежде всего, возрастающее единообразие товаров, поставляемых на мировой рынок и пользующихся всеобщим спросом, или стандартизация навыков и приемов в сфере профессиональной деятельности (в производстве, науке, технологии), распространение и укоренение поведенческих стереотипов и манер общения людей, никак не связанных с их национальной и культурной принадлежностью. Всеобщее признание и популярность термина «мировой стандарт» явно навеяно и укоренено в сознании людей именно процессом глобализации, а не какими-то сугубо внутренними, локальными причинами и факторами. Люди разных верований, убеждений и привычек, не возражая и не договариваясь, друг с другом просто принимают глобализацию как данность и нечто само собой разумеющееся. Она становится осознанной необходимостью и получает реальный шанс превратиться в ведущую и доминирующую тенденцию всемирно-исторического развития. Если попытаться систематизировать имеющиеся точки зрения на природу глобализации, то они могут быть сведены к следующим основным позициям, которые представлены в работах революционных глобалистов (гиперглобалистов), эволюционных глобалистов (трансформационалистов) и скептиков. В то же время, проведенный анализ показал, что глобализация представляет собой достаточно противоречивый процесс, и направлена не на преобразование какой-то сферы жизни – экономической или политической: это изменение всей парадигмы жизни человечества в целом, и каждого отдельного человека. С одной стороны, процессы глобализации способствуют стабилизации экономической ситуации, катализируют интегративные тенденции в политической сфере, отвечают духу таких принципов, как интернационализм и космополитизм. Объективно человеческая история всегда была единой, общей, и в каком-то смысле мир всегда был «глобален». Но в эпоху индустриализма и капитализма как его высшего достижения, тенденция к международным контактам, объединению и взаимодействию приобретает интенсивный и, можно сказать, целенаправленный характер. Если же говорить о влиянии глобализации на современное российское общество, то проведенное исследование показало, что процессы глобализации в России приводят к ряду противоречий. Во-первых, это несовпадение форм самопонимания и самосознания, характерных для современной отечественной политической, экономической и культурной элиты, которая продолжает рассматривать Россию как «великую державу» и пытается реализовать соответствующие амбиции, с теми оценками и той ролью, которую отводят ей другие участники международных отношений. Это в свою очередь приводит к стремлению российских элит повысить, прежде всего, символический статус (имидж) России. В тоже время можно говорить, что российская государственно-национальная идентичность еще не сформирована и не устоялась. Во-вторых, внутри самой страны наблюдаются противоречия между новыми институциональными образованиями, появление которых связано с новой формой включения Россию в глобализацию и существующими с советской эпохи практиками управления, администрирования, принятия решений. Кризисное состояние, в котором оказалась преобладающая часть населения с началом глобального экономического кризиса, выражающееся в неосвоенности новых, адекватно складывающихся институциональных образцов хозяйственного поведения и в несформированности устойчивой социальной идентичности, является объективной характеристикой современного периода в развитии российского общества. Кризис адаптации – провалы продуктивных моделей социально-экономической деятельности, основанных на профессионализме и квалификации, – и, наоборот, успех полукриминальной деятельности не только тормозят социальную динамику, но и несут угрозу социальной стабильности. Невозможность для большинства населения реализовать свои социально-экономические притязания, повысить или хотя бы поддержать социальный статус будет блокировать продвижение по всем другим направлениям преобразований, создавать социальное напряжение, разрушающее общественное согласие. Действия властей позволяют предположить, что в результате кризиса существенно не пострадают самые бедные, выиграют богатые и самые богатые. Что касается среднего класса (если согласиться с предположением, что он в России уже существует), то нижние его слои, те, кто только почувствовал вкус достатка, вынуждены будут отложить планировавшиеся покупки и заняться оптимизацией своих бюджетов и интенсификацией своего труда. В то же время, разумно осуществляемая культурная политика в перспективе может внести значительный вклад в достижение новых параметров социокультурной системы России, от состояния которой решающим образом зависят динамические перемены в российском обществе в целом и то, какое место страна займет на глобальной социокультурной карте. В то время, пока Россия активно ищет свое место в еще не устоявшемся мировом балансе интересов и сил, ее культурная политика призвана способствовать созданию благоприятного образа страны в мире и ее авторитета, который всегда определялся не только политическим весом и экономическими ресурсами страны, но и богатством ее культурного достояния. Сегодня в большинстве стран мира утверждается понимание необходимости национального образования, как стратегического фактора, определяющего будущее страны и нации. Российская система образования, не смотря на критику, вполне конкурентоспособна на мировом рынке образовательных услуг. Однако для окончательного вхождения России в глобальный рынок образования потребуется ряд качественных изменений, основой которых станет гуманизация образования. Продолжение >>>>> |
|